Всё так. Но царица, разумеется, была не живой, а мраморной. Вдвое более высокой против своего настоящего роста (157 см). У мраморной императрицы как и у настоящей была своя, богатейшая история. Изваянная из знаменитого каррарского мрамора великим скульптором Александром Опекушиным, более двадцати лет стояла она в зале заседаний Московской городской думы. В большевицкое лихолетье, благодаря другому великому скульптору, она сумела скрыться в неформальную эмиграцию — в дружественный Ереван. А пятнадцать лет назад заняла своё нынешнее место.

Зато послы в рамках традиционных Посольских вечеров, организуемых музеем-заповедником и Национальным фондом поддержки правообладателей — были самые настоящие. Послы державы, о которой именно как о государственном образовании — в екатерининские времена и слыхом не слыхивали. Сегодня она зовётся Казахстаном и по площади входит десятку самых большихи стран мира. Вечер, посвящённый музыкальному миру Казахстана и коллекции казахского декоративно-прикладного искусства в собрании Царицвнского музея-заповденика — впервые прошёл в Екатерининском зале царицынского дворца, не вместив всех желающих присутствовать на нём. Эти последние, впрочем, вполне могли утешиться тем, что в Интернете шла прямая трансляция всего Посольские вечера в режиме on-line посетило уже более миллиона человек.
Чрезвычайный и Полномочный посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов и ведущий вечера Сергей Погосян напомнили о том, что человек должен двигаться, движение залог жизни; любой грамотный врач скажет вам, что у кочевников не бывает эпидемий.
Двигаться человек должен и для того, чтобы посмотреть на окружающий его мир именно передвижение в чисто познавательных целых и называется туримом. Казахстан на российском туристическом рынке в последние десятилетия не очень заметен и очень зря. Российско-казахстанская граница одна из самых длинных в мире, у наших стран немало общего — малозаселённая территория, большое количество первозданных природных ландшафтов, пёстрый этнический состав населения (в Казахстане живут представители 130 национальностей).

Но если бездействуют эмиссары от туризма, в дело вступают те послы, верительными грамотами которых является их исполнительское мастерство. Послы от культуры. И не в последнюю очередь от музыки.
Когда-то весь Советский Союз без всякого преувеличения знал имена золотых голосов Казахстана — Ермека Серкебаева, Куляш Байсеитовой, Розы Джамановой, Бибигуль Тулегеновой последняя, кстати, является дуайеном, говоря языком дипломатов, среди тех, кто носит звание народного артиста СССР.. И, разумеется, Алибека Днишева. Давно ли его называли золотым мальчиком казахской оперы? Сегодня он, скорее, уже аксакал но находящийся в блестящей вокальной форме. В чём смогли убедиться все, кто видел и слышал его выступление.
Казахским виртуозам доступен, разумеется, не только классический вокал. Казахстан не без основания ассоциируется у большинства россиян с бесконечными просторами, с бескрайней степью ярко-зелёной и покрывающейся цветочным многоцветьем весной и всё более желтеющей, выжигаемой солнцем по мере прихода лето. Всё это было в поистине волшебном и не очень привычном по тембру нашему слушателю голосе Айгуль Косановой.

Но есть и другой Казахстан, мало кому из российских путешественников известный, Казахстан XXI века, чьей столицей является выросшая из стародавнего Акмолинска и совкового Целинограда современнейшая Астана.
И как символом Парижа давно уже является Эйфелева башня, так и символом Астаны суждено стать Байтереку 97-метровой (1997 год переноса столицы из Алма-Аты) башне, чуть напоминающей раскрывающийся цветок с золотым шаром на вершине.

Памятник этот выражает представления о мире древних кочевников-казахов: на стыке миров протекает Мировая река, а на её берегу и возвышается Байтерек — Древо жизни (по-казахски байтерек — опора и вместе тополь), корнями уходящее в землю, а кроной подпирающее небо. Многим людям искусства, между прочим, кажется, что астанская башня немного напоминает не только цветок, но и казахский старинный духовой музыкальный инструмент уран, на котором играли когда-то воинственные кочевники…
И соединяет воедино эти два Казахстана, в числе прочего, и его богатейшая музыкальная культура. Прежде всего домбра, которая для Казахстана чуть больше, чем просто музыкальный инструмент. Говорят, на домбре умеет играть абсолютно любой казах. Считается, что именно этот инструмент как никакой иной выражает душу и мысли казаха, — рассказал Сергей Погосян. — Домбра встречает нас при рождении, домбра поднимает фату невесты, домбра плачет и смеётся. Что зримо и доказала, сыграв произведения казахских классиков — Есбая, Казангапа и Нургисы Тлендиева — домбристка-виртуоз Айгуль Улкенбаева.

Впрочем, оказалось, что дети кочевий казахские народные инструменты умеют петь не только песни степей. Трио Алтын Орда (Золотая Орда) — казахская скрипка кобыз, казахская флейта сабызгы, казахские гусли рейнстик — под руководством Санджая Альмишева чрезвычайно оживила почтенную публику, сыграв Подмосковные вечера.

Мраморная императрица, точно вдыхая аромат весенней казахстой степи, чуть заметно улыбалась с пьедестала…

Георгий Осипов

Avtor