В Никола-Ленивце прошел юбилейный фестиваль «Архстояние»

Подготовка к Архстоянию традиционно началась еще год назад. Конечно, из-за коронавирусных ограничений, праздник пришлось перенести на месяц позже обычного. Тему также выбрали неслучайно, по мнению основателя арт-парка и фестиваля Николая Полисского, слово лень заложено в самом названии деревни: Это же Никола-Ленивец сам бог велел полениться, посидеть, полежать, посмотреть в одну точку. Нам всем лениться просто необходимо, потому что это период отдыха и накопления. Если постоянно работать, то можно потерять смысл сделанного.

По словам куратора фестиваля Антона Кочуркина, лень это противоречивое явление в культуре. Лень настигает нас всюду, влияя на дизайн мебели и гаджетов, музыку и политику, поведение. Лень выбора приводит к повторению, к штампам. Это защита от непознанного и одновременно призыв к новым подвигам.

К фестивалю в парке появилось три новых арт-объекта. Хедлайнером стал художник Игорь Шелковский, создавший при поддержке Музея AZ, Красный лес заметную конструкцию из массивных 8-метровых деревянных брусьев, которые хаотично стоят вдоль 30-метрового моста, перекитого через небольшой овраг. Брусья деревянные неслучайно Игорь Шелковский собственноручно выполняет макеты скульптур из этого материала, поэтому дерево в объекте несет отпечаток ручной работы мастера, а также поддерживает экологический подход Никола-Ленивца.

Красный лес это не только первый большой арт-объект одного из главных авангардистов, но и первая работа Шелковского в коллекции Никола-Ленивца. Перейдя по мосту, вы сможете попасть из старой части парка в новую. Во время фестиваля мост ожил благодаря спектаклю Юрия Квяковского Переходный период, который объединил тексты Дмитрия Пригова, акробатические трюки, живую музыку.

Традиционно новые объекты соседствовали с временными инсталляциями и перформансами. Например, инсталляция Элины Куликовой Что я делаю, когда мне лень дала каждому возможность не только послушать звуки лени храп, скрип дивана и чавканье, но и понюхать в Удаленном офисе для этого развесили несколько пузырьков с запахами лени, а также положили солому, грибы, листву деревьев.

Николай Голиков и Владимир Ермаченков представили на фестивале перформанс Симбионт, во время которого человек стал частью музыкального инструмента, подчиняющегося алгоритму. Степан Владовский и Мария Левченко установили прямо на лесной полянке красный театральный занавес, проходя через который, можно было почувствовать себя актером или, наоборот, зрителем, подглядывающим за чужим выступлением. Инсталляция Игры в корни от Кати Финкельштейн стал большой игровой площадкой для детей и взрослых, здесь же можно было услышать невидимый лесной оркестр.

Была на фестивале и возможность уединиться, встретиться с самим собой для этого можно было принять участие в аудиоспектакле режиссера Федора Елютина Мы выйдем с собой погулять в лес. Каждый желающий получал наушники и угощение и отправлялся исследовать себя самого.

Параллельно с искусством на территории парка звучала музыка в стиле chillrave от Leveldva. Посетители фестиваля слушали тихий концерт на Угре, вечерами танцевали на Призме, отдыхали на ленивых звуковых полянах. Завершился фестиваль ритуальным костром.

Несмотря на то, что юбилейный для Архстояния год был объявлен годом лени, территория арт-парка совсем не для ленивых. 650 гектаров обойти не так просто даже за выходные в разные годы здесь работали 150 разных авторов и было возведено более 100 арт-объектов.

Текст Татьяна Белоножкина

Avtor