Фотограф Роман Матков побывал в итальянском Неаполе. И совершить это путешествие ему удалось всего за 160 евро! Итак, львовская кафешка. Где-то с пятой попытки нам удалось забронировать хостел (путешественникам на заметку: чипированная банковская карта – это musthave во время евротуризма и не только.
Одна моя знакомая поделилась со мной ссылкой на акционные авиабилеты в Италию:
– Go! – Отписал я.
– Правда? – Удивилась она.
– А почему бы и нет?
– Звучит круто, сделаем это!
Все было примерно так. Мы купили билеты, попытались найти жилье (хотя и бронировали его с телефона перед самым вылетом) и уже через несколько дней встретились во Львове.
Наш маршрут:
самолет Львов – Неаполь (37 евро);
поезд Неаполь – Рим (от 11 до 45 евро, об особенностях итальянских железных дорог потом);
самолет Рим – Краков (23 евро);
автобус Краков – Львов (примерно 22 евро);
далее – каждый из нас ехал домой на разных автобусах.
Итак, львовская кафешка. Где-то с пятой попытки нам удалось забронировать хостел (путешественникам на заметку: чипированная банковская карта – это musthave во время евротуризма и не только. Обычно без нее у вас не получится ни приобрести билеты, ни забронировать жилье. В отдельных случаях – это единственный способ оплаты (например, иногда на вокзалах билеты на определенные направления продаются только в автоматах, работающих лишь с чипированными картами. Кроме того, желательно, чтобы карта была валютной).
Дальше – аэропорт, все привычные процедуры, довольно приятный перелет, мягкое приземление в Неаполе, автобус до вокзала за 4 евро и первый сюрприз: мы заказали комнату, не обратив внимания на информацию о владельцах, а попали к приветливым украинцам из Херсонщины. Хозяйка поделилась всеми неаполитанскими лайфхаками и изрядно упростила нам этим жизнь. За теплый прием мы заплатили по 18,5 евро за одну ночь с каждого. Далее повезло договориться по 10 евро за ночь.
Первые впечатления:
мусор на улицах, на отдельных – очень много (не везде, конечно, но даже в дорогих районах он есть). Причина этого – так называемый мусорный кризис – достаточно сложная социально-политическая проблема, возникшая на юге Италии около 8 лет назад. Именно тогда специализированные фирмы прекратили вывоз мусора, поскольку все полигоны были переполнены. На улицах Неаполя скопилось более 5200 тонн бытовых отходов. Итальянское правительство объявило виновником кризиса местную мафию – Каморру, которая контролировала и контролирует ныне все неаполитанские свалки;
второе – дорожное движение: на перекрестках правила нарушают все поголовно; светофоры и переходы существуют для видимости; особенно бесстрашно водят мотороллеры; а вот чему у неапольцев можно поучиться, так это умению парковаться: из-за узких улочек на холмах в отдельных частях города они вынуждены по максимуму экономить место – расстояние в 3 сантиметра между бамперами малолитражек там обычное явление).
У нас было два вечера, чтобы увидеть Неаполь. Какого-то маршрута либо плана не было, ориентировались на несколько основных близлежащих объектов из путеводителя. Поэтому, закупив в ближайшем супермаркете снеков на день (примерно 2 евро), мы начали экскурсию, идя наугад, куда заведет любопытство.
В неапольских переулках прекрасно ощущаются все особенности жизни южной Италии: на узких улочках отсутствует спешка, местные в собственных магазинчиках, салонах, мастерских, пиццериях, кафе и пабах на первых этажах своих же домов как-то беззаботно, показалось мне, проводят время. С одним соседом поговорил, с другим знакомым выкурил по сигарете, еще с одним другом выпил кофе. Это скорее похоже на отдых, чем на работу. Мне эта атмосфера запомнилась. Невысокие дома, старая брусчатка, мопеды и метры сохнущего белья на балконах.
Один из самых колоритных районов – Centro Storico (в историческом центре). Он достаточно компактен, но там сосредоточено большинство архитектурных памятников города.
Улица Spaccanapoli – основная туристическая променада. С 2-километровой аллеи можно попасть к многочисленным соборам, площадям и дворцам. Однако нужно быть максимально внимательным в таких локациях, как Rione Sanità, Forcello, Piazza del Mercato и Quartieri Spagnoli. Последний квартал – очень бедный и вообще с дурной славой – массовая безработица, высокий уровень преступности среди молодежи, значительное влияние Каморры. Собственно, бояться не стоит – такое можно увидеть едва ли не в каждом крупном европейском городе.
Самая большая проблема, о которой вас обязательно предупредят местные – уличные кражи. Следите за своими кошельками, телефонами, камерами, часами, украшениями, сумкками и рюкзаками в людных местах. На вокзале (площадь Piazza Garibaldi) старайтесь не задерживаться долго, а ночью гулять по прилегающим улицам я бы не советовал.
Неаполь – самый крупный город южной Италии (третий после Рима и Милана по численности населения), поэтому мы не будем зацикливаться на его недостатках, а продолжим наслаждаться его обаянием.
Итак, несколько must see объектов этого замечательного города:
Piazza del Plebiscito (Площадь муниципалитета) – центр Неаполя и самая большая площадь города. Место проведения многих торжеств, фестивалей, концертов, арт-инсталляций и, наверное, максимальная концентрация туристов (и продавцов моноподов для селфи – тренд №1 уличных торговцев).
Palazzo Reale (королевский дворец) – центральная резиденция правителей Королевства Обеих Сицилий. Обычно все остаются в восторге от его пышных интерьеров, утонченных росписей на стенах и потолке, театра и внутреннего сквера с большими скульптурами лошадей. В 30 комнатах дворца представлены экспозиции Королевского музея, а также расположилась крупнейшая государственная библиотека южной Италии. Цена входного билета – 4 евро.
В Национальном археологическом музее хранится одна из важнейших и величайших мировых коллекций классической археологии времен древних Египта, Греции и Рима, а также пикантная Тайная комната, где собраны разнообразные эротические находки из Помпей. Вход – 8 евро.
На площадях Piazza San Gaetano и Piazza San Domenico Maggiore есть масса магазинов, кафе и пиццерий, где можно послушать живую музыку, отведать тамошнее лимончелло и другие местные ликеры да просто хорошо расслабиться.
Ну и, конечно, набережная – 3-километровая Lungomare с солнечными пляжами, ресторанами и кафешками, где готовят местные морепродукты, прокатом лодок и велосипедов, пабами и невероятными видами на Castel dell’Ovo, Везувий, острова Megaride, Capri и Неапольские холмы. Круто и днем и ночью.
И это лишь малая часть всех туристических спотов – крепостей, дворцов, музеев, базилик, амфитеатров, катакомб и т.д. Там этого действительно предостаточно.
На следующий день мы съездили в Помпеи – древнеримский город, погребенный под пеплом в результате извержения Везувия в I веке н.э. Это за 40 минут поездом от Неаполя (2,6 евро – стоимость одной поездки в поезде в Неаполь). Помпеи заслуживают отдельной статьи, поэтому скажу лишь, что масштабы open-air музея невероятно впечатляют: за 4 часа мы успели лишь быстро обойти комплекс, и это без аудиогидов и экскурсоводов. С отдельных частей комплекса хорошо просматривается и сам знаменитый вулкан, к которому есть несколько маршрутов подъема. На высоте 1000 м со смотровой площадки можно наслаждаться красивым видом на Неаполитанский залив. Отмечу, вход в музей стоит 11 евро.
Переезжая из Неаполя в Рим, мы узнали одну интересную вещь. Оказывается, на железных дорогах Италии нужно знать, что с одной платформы может отправляться 2 поезда (или один – отправляться, другой – просто стоять), причем ни по билету, ни по табло этого не понять. Подвох мы осознали, когда было уже поздно. Наш поезд мы так и не видели, поэтому сидели в другом. Будьте бдительны и выясняйте такие вещи заранее. Поняв, что в кассах нашего перевозчика работа с клиентами не на высоте (первый кассир не говорил по-английски, второй ничего не смог объяснить, а третий просто нас подколол), мы спросили людей на вокзале, чем доехать в Рим, и сели в первый же экспресс, на который нам указали. Билетов на него у нас не было, но мы подумали, что проблемы следует решать по мере их возникновения). Поэтому контроллер, взглянув на наши билеты, довольно любезно предложил либо выйти на следующей станции, либо оплатить разницу между стоимостью билетов этого и пропущенного поездов (это официально, оплата через терминал, с чеками.) В общем, нам повезло, мы приобрели билеты по 11 евро и доплатили еще 13, хотя могли попасть и на экспресс за 40 евро. Наконец любоваться окружающими утренними пейзажами можно было спокойно.
А теперь подведем итоги поездки: значит, сколько я там потратил за два неполных дня? Принимая во внимание стоимость перелета и билета на поезд в Рим, пребывание в Неаполе и посещение соседних Помпеев, а также многочисленные музеи и галереи, поедание в изобилии легендарной неаполитанских пиццы, да еще сувениры, то вполне реально вписаться в 160 евро.