Аргентинское танго под готическими сводами

И. Ильф, Е. Петров Золотой телёнок Глава 20 Командор танцует танго.
У великого комбинатора, чьей розовой мечтой было, как известно, Рио-де-Жанейро, была в подкорке, похоже, и Аргентина. Сын турецкоподданногои Киса Воробьянинов, помнится, ходили спектакли театра имени Колумба. Колумб по-испански Колон. А театр Колон — краса и гордость столицы Аргентины.
А только ли футбол?
Что приходит в голову при её упоминании нам, людям начала XXI века? Конечно, футбол Марио Кемпес, Клаудио Каниджа, Хорхе Бурручага и, натурально сам Диего Армандо Марадона! Серебро (перевод названия страны) и золото (солнца на её государственном флаге). Очень вкусная говядина особенно в нынешнюю эпоху разгула гастрономического туризма. И, разумеется, — и нам, и Остапу танго!
Правда, танго времён Бендера заметно отличалась от сегодняшнего. В ту пору танго считалось чисто мужским танцем: каждый представитель сильного пола старался представить себя в выгодном свете перед другими его представителями именно этим и занимался великий комбинатор!
Но какое великое дело в этом мире обходится без женщины? Танго — название происходит от одного из западноафриканских языков, в котором оно обозначает танец под звуки барабана — не стало исключением. Сегодня мир знает множество видов танго одним из самых известных является финское танго (ну как тут не вспомнить горячих финских парней?). Но самым знаменитым и во всех смыслах оригинальным считается танго именно аргентинское.

Страстное чувство и немного ностальгии. Именно так определил суть танго посол Аргентины в России Рикардо Эрнесто Лагорио (фамилия в истории русской культуры, между прочим, тоже не последняя!). Ностальгии по чему? Наверное, в первую очередь по оставленным за бортом кораблей родным странам тысяч и тысяч людей, уплывавших в поисках земли, воли и лучшей доли именно на берега Ла-Платы. И лучших ветров: добрый ветер по-испански Буэнос-Айрес. Несть им числа: итальянцы, испанцы, португальцы, французы, поляки, русские, украинцы…
Жилось им на этих добрых ветрах поначалу совсем не по-доброму. Дома было не до веселья, и люди шли за стаканчиком дешёвого вина в очень по-разному называвшиеся забегаловки, где перемешивались хабанера, милонга, краковяк, вальс, фламенко… Из всей этой невероятной, жгучей, пряной и пьянящей смеси и родилось то, что мы называем сегодня танго.
Вдобавок женщин не хватало: одна дама могла выбирать из десятка кавалеров,а те, разумеется, старались не уступить друг другу в мачистости (отсюда и пошёл первоначальный, чисто мужской характер нового танца).
Fusion в Оперном доме
История танго в звуках прозвучала под сводами царицынского Оперного дома на концерте из цикла Посольские вечера, посвящённом Аргентине. Концерте, состоявшемся в 243-ю годовщину первого визита Екатерины II в пустошь Чёрная Грязь, вскоре заботливо переименованном в Царицыно. Концерте, в стилистике которого отчётливо различим столь модный сегодня fusion сочетания несочетаемого.
Кто скажет, что общего между холодноватыми, правильными и строгими линиями готической архитектуры, воспоминаниями о которой предавался в в бывшей пустоши Баженов, и насквозь чувственный латиноамериканский танец? Настолько чувственный, что иные власть имущие как, скажем, недоброй памяти министр народного просвещения при Николае II граф Кассо ставили его под строжайший запрет!
Двадцатиминутная история танго в звуках, точнее, в четырёх, имеющих собственные названия, частях, напоминавших о классической симфонии. Первая часть — Бордель(! — верной дорогой шёл граф Луи Аристид Кассо!). Вторая — Ночной клуб. Третья — Кафе. Четвёртая — Танго сегодня. Написал эту симфонию Астор Пьяццола (1921 1992), великий аргентинский композитор, сделавший, как это свойственно многим великим художникам, невозможное возможным.

Любому обожателю классической музыки XIX показались бы сущей небывальщиной и полной дикостью звуки танго, исторгаемые смычком… ну, скажем, великого скрипача Анри Вьётана. А вот меломаны века XX ничуть не удивились танго, которые исполнял не менее великий Мстислав Ростропович. И привёл танго на все возможные музыкальные олимпы всех континентов именно Астор Пьяццола.
А сам Пьяццола, обарзно говоря, стоял на плечах других своих ярких и колоритных предшественников, первым из которых был, конечно, Карлос Гардель (1887 или 1890 1935). Прозвучавшую во многих фильмах мелодию Гарделя, условно называемую Por una cabeza (Потерявший голову), знает буквально каждый к сожалению, без имени автора.

Гардель трагически и нелепо погиб в авиакатастрофе направляясь на очередные гастроли по Латинской Америке. И уже не узнал о том, что именно день его рождения 11 декабря стал отмечаться повсюду как Всемирный день танго. На смену Гарделю пришли другие кудесники Альберто Хинастера, Карлос Гуаставино, тот же Пьяццола…
Кто поедет в Мирамар?
Но царицынские посольские фиесты, организуемые музеем-заповдеником совместно с Национальным фондом поддержки правообладателей не только услаждение-ублажение ушей меломанов, но и приглашение для тех, кто захочет послушать звуки танго на их родине. Несмотря на то, что практически во все страны Южной Америки гражданин России может попасть без визы, Аргентина (хочется верить пока!) среди топовых направлений не значится. Не в последнюю очередь из-за того, что прямых авиарейсов между Москвой и Буэнос-Айресом давно не существует…
Хотим мы того или нет, но среди всех видов отдыха наши соотечественники выбирают прежде всего пляжный (или матрасинг как угодно). Желательно в сезон длинных ночей и сиротских зимних дней в Отечестве. Но кто слыхивал названия арегнтинских курортов, где можно и в океане поплавать, и звуками танго на берегу насладиться… Марь-дель-Плата, Карило, Некочея, Мирамар сами имена, как звуки музыки плюс десятки километров песчаных пляжей…

А пока остаётся внимать звукам танго под готическими сводами в исполнении аккордеонистки Марии Власовой, кларнетиста Евгения Варавко и скрипача Дмитрия Германа. Не знаю, доводилось ли им бывать в Аргентине, но эффект присутствия был полным…
Георгий Осипов

Avtor